ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Ресурсный центр развития дополнительного образования Республики Карелия
+7 (8142) 77-49-08
youthcentr@mail.ru

Ресурсный центр развития дополнительного образования Республики Карелия

МЕНЮ

28.04.15

Методические рекомендации по организации и развитию в общеобразовательных организациях школьных спортивных клубов

Печатный вариант

Составители: Дементьева Е.В, к.б.н., зав. отделом естественно-математического образования ГАУ ДПО РК «Карельский институт развития образования», Терехова Е.Ю, начальник отдела развития физической культуры и спорта ГБОУ ДОД РЦРТиЮ «Ровесник»

Важным условием эффективной и результативной работы образовательного учреждения по физическому воспитанию обучающихся является общий фон и общая атмосфера отношения к проблеме физического воспитания. С целью организации дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности в общеобразовательных школах необходимо создавать ШСК, которые бы стали приоритетной формой внеклассной работы с обучающимися, педагогами, родителями, волонтёрами др. заинтересованными лицами.  

Согласно государственного статистического наблюдения ФКиС основными формами дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности детей в Республике Карелия являются деятельность 22 детско-юношеских спортивных школ системы образования.

В указанных организациях занимаются 8954 школьников (в том числе 2 обучающихся в группах спортивного совершенствования, что составляет всего 0,02 % от общего числа занимающихся). Лимит развития сети данных организаций исчерпан. Педагогическую деятельность осуществляют 282 педагога из них 138 чел. совместители это (свыше 48%).

В своей деятельности детско-юношеские спортивные школы используют только физкультурно-спортивную базу общеобразовательных учреждений, чего явно недостаточно для достижения положительного оздоровительного и тренировочного эффекта.

В то же время, в силу исторически сложившихся обстоятельств, в первую очередь в результате чрезмерной идеологизации спорта в ХХ веке, погони за медалями любой ценой на всех уровнях, страна отодвинула воспитание массовой физической культуры, как средство укрепления здоровья нации – на второй план. В результате учителя физической культуры по-прежнему в большей части нацелены не на планомерное решение образовательных задач в области физической культуры всех обучающихся, а на «натаскивание» группы сильнейших спортсменов на победу в соревнованиях. В связи с этим интеграция между урочными и внеклассными формами физического воспитания всё чаще приобретает некорректные формы. В ряде случаев школьные уроки превращаются в придаток, продолжение тренировочных занятий, образовательная составляющая уроков игнорируется.

Данная ситуация не может удовлетворить ни родителей, ни педагогическую общественность, ни детей и вынуждает искать более эффективные формы дополнительного и основного физического воспитания школьников.

Практика ряда регионов России свидетельствует, что наиболее приемлемыми являются условия, когда вся массовая спортивно-физкультурная деятельность школьников осуществляется непосредственно в школе, однако попытки  открытия «филиалов» ДЮСШ в общеобразовательных школах себя не оправдала по той причине, что в настоящее время директор школы, как правило, не имеет рычагов управления тренерами спортивных школ и педагогами дополнительного образования, а так же не заинтересован в обеспечении спортивной базы для «чужих» детей.

Вместе с тем необходимо констатировать тот факт, что школа является главным «создателем» общества и самым организованным плацдармом для совершенствования этого общества с огромной армией кадров организаторов образовательного процесса, педагогов и родителей. Именно на базе общеобразовательной школы возможно воспитать молодёжь физически здоровой и гармонично развитой, с высоким уровнем физической культуры.

Физическая культура – это основополагающая, фундаментальная отрасль человеческих благ и престижа Республики Карелия. На данный момент она отстаёт в своём развитии, поскольку современная государственная структура управления и финансирования детского спорта и воспитания физической культуры школьников, полученная в наследство от советских времён, в нынешних условиях не эффективна.  В течение последних 20 лет существенных положительных изменений в системе управления и развития детского спорта в Республике Карелия не произошло. С учётом данных обстоятельств необходимо поддержать идею создания в общеобразовательных организациях школьных спортивных клубов (ШСК).

  1. Общие положения

 При создании школьного спортивного клуба необходимо руководствоваться:
Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ (ред. от 07.05.2013 с изменениями, вступившими в силу с 19 мая 2013 года) «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральным законом Российской Федерации от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 сентября 2013 года № 30235 «О порядке осуществления деятельности школьных спортивных клубов и студенческих спортивных клубов;
Методическими рекомендациями Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации «По созданию и организации деятельности школьных спортивных клубов» от 10 августа 2011 года № МД-1077/19 (НП-02-07/4568);
Стратегией развития физической культуры и спорта в Республике Карелия до 2020 года;
примерным положением «О школьном спортивном клубе».

Настоящие методические рекомендации разработаны в целях разъяснения подходов к созданию и организации деятельности ШСК. В соответствии с данными методическими рекомендациями общеобразовательная организация разрабатывает и утверждает положение о ШСК.

Деятельность клуба регламентируется локальными актами общеобразовательной организацией. Клуб может создаваться как структурное подразделение общеобразовательной организации или как общественное объединение с учетом региональных, местных особенностей с учётом интересов обучающихся. Общеобразовательная организация самостоятельно в выборе формы создания клуба.

Целями клуба являются:
- привлечение обучающихся школы к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
- развитие в школе традиционных и наиболее популярных в регионе видов спорта; формирование здорового образа жизни.

Формы организации работы клуба, методы и средства выбираются в соответствии со спецификой основных направлений его деятельности.

Задачами деятельности клуба являются:
- разработка предложений по развитию физической культуры и спорта в школе в рамках урочной и внеурочной деятельности;
- вовлечение обучающихся в систематические занятия физической культурой и спортом, формирование у них мотивации и устойчивого интереса к укреплению здоровья;
- организация физкультурно-спортивной работы в школе во внеурочное время.

Клуб в своей деятельности выполняет следующие основные функции:
- организует и проводит физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, в том числе, школьные этапы Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания» и Всероссийских спортивных игр школьников «Президентские спортивные игры»;
- формирует команды по видам спорта (культивируемые в школе) и обеспечивает их участие в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях на этапах (школьных, муниципальных, региональных);
- пропагандирует в школе основные идеи физической культуры, спорта, здорового образа жизни, в том числе, деятельность клуба;
- поощряет обучающихся, добившихся высоких показателей в физкультурно-спортивной работе.

Также Клуб может выполнять и такие функции, как:
- проведение работы по физической реабилитации обучающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья и слабую физическую подготовленность;
- установление тесного взаимодействия и поддержки с детско-юношескими спортивными школами и другими образовательными организациями;
- взаимодействие со средствами массовой информации, размещение информации о деятельности Клуба на образовательных, молодежных, спортивных Интернет-порталах;
- организация совместно с медицинским персоналом образовательного учреждения медицинского контроля за состоянием здоровья занимающихся физической культурой, спортом и туризмом;
- непосредственное участие в организации работы зимних и летних оздоровительно-спортивных лагерей;
- развитие самодеятельности и самоуправления в работе клуба.

Основными формами работы клуба могут быть занятия в секциях, группах и командах, комплектующихся с учетом пола, уровня физической и спортивно-технической подготовки.

Членами клуба могут быть обучающиеся школы, в котором создан клуб, а также обучающиеся других образовательных и общеобразовательных учреждений. Обучающиеся имеют право в соответствии со своими способностями, возможностями и интересами на выбор секций и групп для занятий.

Занятия в клубе проводятся в соответствии с графиками, расписаниями, планами физкультурно-спортивных мероприятий.

Непосредственное проведение занятий осуществляется учителями физической культуры, педагогами дополнительного образования, тренерами-преподавателями учреждений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности и другими специалистами физической культуры и спорта. Оплата труда педагогических работников осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

За всеми занимающимися в клубе устанавливается постоянный врачебный контроль, который осуществляется медицинскими работниками школы.

Управление клубом осуществляется его руководителем, назначаемым руководителем школы. Формами самоуправления в клубе могут являться совет клуба, попечительский совет, общее собрание и другие формы.

Руководитель школы должен создавать необходимые условия для развития физической культуры и спорта, предоставлять клубу спортивные объекты, необходимое спортивное оборудование и инвентарь, обеспечивать финансирование деятельности клуба в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основными условиями для успешного функционирования школьного спортивного клуба являются:
- наличие материально-спортивной базы (спортивные залы, тренажерные залы, спортивные площадки и т. д.), а также их оснащение спортивным инвентарем и оборудованием;
- наличие в образовательном учреждении не менее 3-х спортивных секций по видам спорта;
- активное участие клуба в физкультурно-оздоровительных спортивно-массовых мероприятиях;
- наличие квалифицированных кадров.

Дополнительными источниками средств клуба могут быть добровольные пожертвования, взносы и передаваемые материальные ценности от государственных, частных и других организаций, предприятий, а также отдельных физических лиц.

Клуб может иметь собственное название, эмблему, наградную атрибутику, спортивную форму.

Для реализации целей, задач и функций деятельности, клуб взаимодействует с образовательными организациями иных типов и видов, общественными организациями.

 

  1. Действия образовательной организации по созданию школьного спортивного клуба

1. Ознакомление с материалами по созданию ШСК.
- администрация;
- педагогический коллектив;
- родители, обучающиеся.

2. Формирование рабочей группы по созданию ШСК. Ответственный: руководитель ШСК.

3. Разработка Положения о ШСК (руководствуясь примерным положением о ШСК).

4. Назначение руководителя (тьютера) ШСК на основании Положения о ШСК.

5. Издание приказа по учреждению об открытии ШСК. Ответственный: директор образовательной организации.

6. Разработка и утверждение Положения о Совете ШСК. Председателем Совета является руководитель ШСК согласно Положению. Предварительно выбираются члены Совета из числа:
- обучающихся;
- сотрудников, специалистов, волонтёров;
- родителей и заинтересованной общественности.

7. Утверждение состава Совета на общем собрании членов ШСК. Ответственный: Руководитель ШСК, рабочая группа.

8. Организация работы ШСК, разработка и создание рабочих локальных нормативных документов: годовой план, программа, расписание занятий, протоколы собраний, соревнований и других мероприятий, инструкции по охране труда и технике безопасности и другие необходимые для работы клуба документы. Ответственный: Руководитель ШСК, Совет ШСК.

9. Оформление стенда по работе ШСК. Ответственный: рабочая группа.

  1. Содержание работы ШСК

Клуб осуществляет свою деятельность во взаимодействии с администрацией школы, общественными организациями и выполняет следующие функции:
- организует для обучающихся, работников и членов их семей систематические занятия физической культурой, спортом и туризмом в спортивных секциях и командах, группах оздоровительной направленности, любительских и других объединениях и клубах по интересам, физкультурно-спортивных центрах;
- проводит массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия, спортивные праздники, дни здоровья, спартакиады, соревнования;
- проводит работу по физической реабилитации обучающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья и слабую физическую подготовленность;
- организует совместно с учителями физического воспитания ежегодное проведение смотра физической подготовленности обучающихся, сдачу тестов по «Президентским состязаниям» и «Президентским спортивным играм» и т.д.. Проводит работу по подготовке членов ШСК к выполнению нормативов и требований всероссийского комплекса ГТО в школе, а так же другими образовательными организациями;
- взаимодействует со средствами массовой информации, размещает информацию о деятельности ШСК на образовательных, молодежных, спортивных Интернет-порталах;
- совместно с медицинским персоналом школы организует медицинский контроль за состоянием здоровья занимающихся физической культурой, спортом и туризмом;
- принимает непосредственное участие в организации работы зимних и летних оздоровительно-спортивных лагерей;
- способствует развитию самодеятельности и самоуправления в работе ШСК.

Совместно с администрацией школы:
- обеспечивает контроль за учебно-тренировочным процессом в секциях, оздоровительных группах, командах ШСК. Формирует сборные команды образовательного учреждения по видам спорта (культивируемые в школе) и обеспечивает их методическим сопровождением, с целью участия в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях;
- организует и проводит смотры, конкурсы на лучшую постановку массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работы среди классов, учебных групп.

  1. Органы управления ШСК

Непосредственное руководство деятельностью ШСК осуществляет руководитель (председатель).

Органами самоуправления Клуба, является общее собрание членов ШСК и совет ШСК.

Общее собрание членов ШСК созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Общим собранием членов ШСК избирается совет ШСК из числа обучающихся, спортсменов-активистов, организаторов физической подготовки классов, родителей, педагогических работников и др.

Заседания совета проводятся не реже одного раза в два месяца, и решает основные задачи:
- принимает решение о названии ШСК;
- утверждает символику;
- утверждает план работы на год, а так же предоставляет ежегодный отчёт о работе;
- принимает решения о приеме и исключении членов ШСК;
- организует проведение общешкольных физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий;
- обеспечивает систематическое информирование обучающихся и родителей (законных представителей) о деятельности ШСК;
- обобщает накопленный опыт работы и обеспечивает развитие лучших традиций деятельности ШСК;
- обеспечивает взаимодействие с организациями всех типов и видов, общественными организациями, спортивными федерациями и т. д.;
- готовит предложения руководителю школы о поощрении членов ШСК, обеспечивших высокие результаты в организационной, физкультурно-оздоровительной спортивно-массовой работе.

Руководитель ШСК:
- осуществляет общее руководство;
- ведет заседания;
- действует от имени ШСК, представляя его в администрации школы, общественных и государственных организациях.

В классах и учебных группах избирается физкультурный организатор (физорг), который организует спортивно-массовую работу в классах и учебных группах школы;

Для организации работы по различным направлениям деятельности в структуре ШСК могут создаваться комиссии.

Собрания (конференции), заседания руководства ШСК считаются правомочными, если в них участвует более половины членов (делегатов) ШСК, совета ШСК.

 

© 2024. ГБОУ ДО РК РЦРДО Ровесник. Все права защищены..
Яндекс.Метрика